Спас под "Бегемотом"
1 декабря 2005 года

Это строчки из меморандума Татарской республиканской молодежной общественной организации "ЗооСпас". С ними трудно не согласиться: несмотря на провозглашенные в Казани принципы зооэтического отношения, значительных изменений не видно. Чего стоит только череда нападений собак в поселке Ометьево, потрясшая город полтора месяца назад. Между тем казанцы и зоозащитники продолжают сообщать об исчезновении "знакомых" бездомных животных и о случаях обнаружения умирающих от огнестрельных ран "друзей человека" на улицах и во дворах. Все это свидетельствует, что с проблемой бродячих животных городские власти справляются неумело и неэффективно. Разрекламированный администрацией приют в Мирном - крайне закрытое от общественности учреждение, благодаря чему его деятельность обрастает зловещими слухами и домыслами. Самый упорный из них - что на стерилизацию и передержку в нем оставляют лишь здоровых взрослых собак. Старых, больных и щенков ликвидируют.

- Мы пытались побывать в Мирном, предложить помощь волонтеров, но дальше забора нас не пустили под тем предлогом, что на обуви можем занести какую-нибудь инфекцию, - говорит руководитель "ЗооСпаса" с "говорящей" фамилией Светлана Найденова. Согласитесь, довольно странная позиция для организации, которая содержится на деньги налогоплательщиков и, по идее, должна держать перед гражданами регулярный отчет о своей деятельности.

Общество "ЗооСпас" официально зарегистрировалось в июне этого года. У добровольной организации защитников животных все как у людей: программа, расчетный счет, юридический адрес на Кремлевской, 2а (штаб общества располагается в обычной квартире, в доме-"сталинке", рядом с известным казанцам баром "Бегемот"). Нет только главного - самого приюта. "На постой" найденных собак и кошек активисты "ЗооСпаса" определяют в собственные квартиры. "Только, пожалуйста, не пишите, сколько у меня в доме собак, - попросила Найденова, когда я с умилением принялась наглаживать разномастную стаю, сгрудившуюся в хозяйской гостиной. - Ничего хорошего в подобных несанкционированных приютах нет, но куда денешься?".

- Нам бы только земельный участок купить, тысяч за сто, - мечтает Светлана Ивановна, - а вольеры мы могли бы и своими силами отстроить, стройматериалы у спонсоров попросить. У меня муж на все руки мастер - и слесарь, и столяр, и газовик...

По мнению председателя "ЗооСпаса", главный недостаток имеющихся городских приютов в том, что они функционируют как "Дом призрения" для собак. В них не зарабатывают деньги на собственное содержание, не ищут животным новых хозяев. Свою службу устройства, действующую пока исключительно на добровольных началах, в

"ЗооСпасе" называют "Добрые руки" - наверняка многим уже попадались их объявления с фотографией щенка или котенка с грустными глазами и призывом "Приходи на меня посмотреть!".

- Пристроить бездомную собаку или кошку в хорошие руки удается в 9 случаях из 10, было бы желание, - говорит Найденова. - И ошибочно думать, что людям нужны животные исключительно породистые и с родословными. Я даже была удивлена, что труднее всего устраивается судьба пушистых "персиков", а обычных Мурок и Васек берут с удовольствием, особенно если в объявлении указать, что "этот кот - отличный мышелов".

Еще удивительнее, что некоторые наши сограждане сознательно хотят завести именно больное, беспомощное животное, чтобы ухаживать за ним. Найденова рассказала о недавнем случае, когда в районе рынка на Адоратского кто-то подстрелил немецкую овчарку. На собаку было страшно смотреть - дробь разворотила ей половину загривка. Беднягу спасли врачи ветлечебницы КГАВМ (у "ЗооСпаса" - хорошие связи с ветакадемией), а зоозащитники подыскали ей хозяина. Но увы. Пес, видимо, настолько потерял веру в людей, что, едва оклемавшись, сбежал из клиники.

Другая задумка, которую вынашивают Светлана Найденова и ее единомышленники - создать "экстренную помощь" по спасению животных в чрезвычайных ситуациях (кто пробовал, знает, как трудно уломать службу МЧС вызволить из люка собаку или снять котенка с дерева - да, по сути, это и не входит в их обязанности).

- На справке уже дают наши телефоны, когда казанцам нужно спасти попавшее в беду животное. Вот и выручаем их на средства членов организации и с помощью друзей "ЗооСпаса" - ветврачей, кинологов, спасателей... А если бы организовать такую службу, в нее можно было бы привлекать, предварительно обучая, волонтеров - физически крепких подростков, студентов. О воспитании молодежи в духе гуманизма говорится много, но почувствовать ответственность за того, кого приручили, можно только через конкретные дела.

Алия ЗИГАНШИНА, "Вечерняя Казань"